Квадратный зал мечети

Квадратный зал мечети пролетом 10,5 м был перекрыт куполом на четырех подпруж- ных арках и тромпах. Стены внутри были расчленены на три яруса; в нижнем, не ис
ключая и южной стены с михрабом, находились стрельчатые ниши с выходами на внешнюю террасу, а в верхних — нишн-лод- жии. В угловых частях здания размещались винтовые лестницы, ведшие к обводным галереям второго и третьего этажей. Зал раскрывался на север обширным сводчатым проемом, оформленным порталом.
К нему примыкали более низкие боковые крылья с трехъярусными нишами-лоджиями по фасаду, из которых нижние соответствуют находящимся за ними худжрам, а верхние ниши декоративные.
С задней стороны портала видны три яруса разгрузочных арок; верхние из них над тимпаном оставлены сквозными. Некогда забранные резными решетками, они служили и легким завершением портала. Устои его были фланкированы сзади полу- башнями; видимо, это нижние части некогда возвышавшихся над порталом небольших минаретов, сказал Орлов, которого интересует сборка мебели.
В XV в. в Средней Азии складывается стиль архитектуры, для которого характерны монументальность и грандиозность сооружений, большие масштабы, развитие отдельных частей здания — входного портала, превращающегося иногда в самостоятельный объем, и высокого барабана с куполом. В то время четко складываются типы некоторых сооружений и их планировки— соборной мечети, медресе, ханака, торгового тима, появляются большие погребальные комплексы.
В монументальном зодчестве преобладает тип центрического, квадратного в плане и перекрытого куполом здания, которое используется для различного назначения. Его внешний облик и интерьер постоянно менялись. На протяжении конца XIV —первой половины XV вв. пропорции здания становились все более вытянутыми. Во внешнем объеме это достигалось введением дополнительных восьмигранных переходов от четверика к куполу, высоких цилиндрических подкупольных барабанов, в интерьере— увеличением высоты стен. Особая монументальность и грандиозность сооруже ния достигались не какими-то новыми ком позиционными приемами или измененнеи структуры и пропорций здания, а в основ ном увеличением его строительного мае сива.