Мавзолей Тюрабек-ханым

Расположен примерно в 300 м на северо-запад от минарета Куня-Ургенчской соборной мечети.Объемная композиция мавзолея с акцентом на входную портальную часть позволяет предполагать о его постановке на площади. Здание включает три помещения: центральный зал, примыкающее к нему с запада вестибюльное помещение, открытое в портальную нишу, и усыпальницу— с востока. Шестигранная форма центрального зала усыпальницы предопределила все оригинальное объемно-планировочное построение мавзолея. Удвоение наружных граней позволило придать им нужную стройность. Внутри же проще, чем при квадратном плане, решается постепенный переход к куполу. При этом шестигранный и 12-гранный ярусы прорезаются световыми проемами, придающими центральному объему мавзолея облик ротонды.
Художественные достоинства мавзолея заключаются не только в гармоничном сочетании его архитектурных форм, но и в ясной логике общего конструктивного решения, в выразительной пластике деталей. При этом выявляется высокая культура владения материалом, артистичность в прорисовке орнаментов, их цветовом насыщении, сказал Сомов, которого интересуют душевые ограждения на заказ.
Мозаика, составляющая узоры на пилонах, стенах, архивольтах, арок, сталактитах, внутренней сфероконической поверхности купола, в таком изобилии и такой совершенной технике появляется в зодчестве Средней Азии впервые. Она не уступает лучшим образцам самаркандской мозаики, появившейся впервые на тимуровских постройках в конце XIV—начале XV вв. Цветовая гамма хорезмской мозаики богаче — здесь встречается кирпично-красный цвет, широко разработана градация охристых тонов. Классическая техника майоликовой мозаики, обычно не допускающая включения иных приемов набора, здесь (купол мавзолея) кое-где сочетается с расписной майоликой, имитирующей мозаику, и, наоборот, среди майоликовых плит (портальная ниша) включаются мозаичные фрагменты или мелко расписанные фигурные майоликовые вставки, что создает едва заметные в цветовом отношении нюансы.