фильтр масляный

Буржуазные философы выдвигают несколько различных причин, которые якобы способствовали возникновению «кризиса науки». Одни философы связывают причину этого кризиса с преобладанием в науке так называемого позитивистского разума, другие — с тем, что в современном буржуазном обществе утрачены метафизические или религиозные ценности, которые якобы спасительным образом действовали на моральное состояние общественных институтов, третьи — с тем, что наука, вначале представлявшаяся как неистощимый источник благ, в настоя — щее время является источником бед для человечества, четвертые полагают, что причина всех зол заключается в сведении науки к уровню технологии и что якобы вследствие этого утрачивается изначальный импульс развития науки. Некоторые буржуазные исследователи в области науки приходят к выводу, что в настоящее время утрачиваются сам дух печного поиска, увлеченность наукой, самоценность научного исследования и т. д. В частности, в одном из докладов ЮНЕСКО по культуре делается следующий весьма симптоматичный вывод: «…Нам показали, что Европа рискует умереть от скуки, поскольку она потеряла дух, который, конечно, инспирировал развитие научной активности и который она свела к уровню технологии» фильтр масляный.
Разумеется, факторов, повлиявших иа изменение положения науки в системе общественного производства, было несколько. По наиболее существенным из них является процесс сращивания пауки с производством, становления науки непосредственной производительной силой, которое в условиях капиталистической системы отношений оборачивается перенесением форм и методов эксплуатации наемного труда из сферы материального труда в область науки. Конечно, влияние материального производства на сферу духовного производства проявляется и в других формах. В частности, происходит так называемая индустриализация пауки, когда в ней начинают использовать сложную индустриальную технику, новую технологию, промышленные методы организации научных исследований и т. д. Однако решающим обстоятельством здесь является то, что «в сфере духовного производства образуется типичная для капитализма двухполюсная структура производственных отношений: с одной стороны, капитал, формирующий производственные коллективы для извлечения прибыли, с другой — эксплуатируемый наемный труд». Игнорирование этого обстоятельства и приводит буржуазных философов и социологов к ошибочной точке зрения, согласно которой причины кризиса науки заключаются в ее чрезмерной рационализации, регламентации, «заорганизованное™», засилии индустриальных методов получения искомых научных результатов. Именно отсюда якобы и проистекают все те негативные следствия современной науки, на которые указывают ее критики, т. е. не только то, что в науке утрачен дух непрерывного поиска, творческой устремленности, исследовательского интереса, но и то, что наука начинает казаться демонической, иррациональной силой. Если раньше казалось, что научные результаты приносят лишь благо человечеству, то в настоящее время науку обвиняют в том, что ее внедрение в производство приводит к увеличению загрязнения окрузкающей среды, что она занимается разработкой таких видов исследований, которые представляют опасность для самого человеческого существования, и наконец, что общая направленность научных исследований все более отдаляется от подлинного гуманистического смысла человеческой культуры.