погрузчики

Веберовскую позицию можно изложить следующим образом: некоторые социальные изменения как чисто внешний фактор вызвали «мутацию» религии. Эта последняя, развиваясь по своим внутренним законам, порождает несколько «мутантов». Один из них оказывается в наибольшем соответствии с социальным бытием. Это «избирательное сродство» протестантской этики и капиталистического хозяйствования и признается немецким социологом формой соответствия духовного и материального факторов. Таким образом, социальное бытие содержательно не входит в моральные нормы хозяйствования, т. е. эти нормы не отражают социальное бытие. Сами же нормы оказывают активное воздействие на характер хозяйственной деятельности, формируют ее стиль и т. п. Налицо попытка сохранить содержательную независимость моральных норм, идей, категорий, ценностей от социального бытия и каким-то образом согласовать ее со столь своеобразно «признаваемым» Вебером соответствием общественного бытия и сознания.
И здесь снова следует отметить специфику избранного М. Вебером предмета — норм хозяйственной этики погрузчики. Если бы он исследовал политическую идеологию, то ему, пожалуй, было бы не так легко объяснять ее частые зигзаги «внутренней логикой развития идей», игнорируя содержательную определяемость этих идей социальным бытием.
Иное дело, по Веберу, сфера морали, в том числе хозяйственная этика. Моральные нормы обладают известным консерватизмом. Мораль представляет собой систему взаимосогласованных норм, основывающихся на определенном понимании добра и зла, смысла жизни и т. п. И как система она не обладает той способностью к эволюции, которая присуща отдельной идее или менее согласованной системе идей. Конечно, система морали имеет некоторые внутренние возможности для приспособления к изменяющейся действительности.