полиграфия

С тех пор как существует мир, земля не видела ничего подобного, и народ в своей истории не видел подобной резни, подобной мести».
Последний абзац доклада Курбе, поданного в суд, тоже полон гневных слов и направлен, как думает не без основания Арагон, против версаль- цев.Тема расправы версальцев с коммунарами волнует и другого крупнейшего художника того времени Эдуарда Мане. Несмотря на связанный с этим риск, он пробрался в Париж в последние дни Коммуны и был свидетелем ее подавления. Кроме акварели. «Баррикада», изображающей расстрел коммунаров, он создает выразительные литографии с изображением убитых, лежащих на мостовой полиграфия.
Несколько позже картину «Расстрел коммунаров на кладбище Пер Лашез» пишет один из активных деятелей Коммуны Эрнест Пиккьо. Но, естественно, что такая работа не могла быть выставлена в Салоне. Это была последняя работа художника-коммунара, который еще во время Второй империи создал картину, имевшую социальное значение,— «Смерть народного представителя Бодена».
Художники-коммунары разделили участь своих товарищей. Некоторые погибли в ссылке ; к бес-срочной каторге был приговорен Луи Одуано. Уцелели лишь те, кто успел скрыться, бежать за границу. Среди них были Пилотель, Потье. Преследованиям продолжает подвергаться и Курбе. Его травят все, начиная с самого правительства и кончая реакционными художниками и поэтами. В течение двух месяцев в невероятных условиях его гноят в тюрьме, водят скованным по улицам, плюют в лицо. Дело Курбе разбирается в августе и суд присуждает его к 6-месячному заключению, которое Курбе отбывал в тюрьме Сен-Пелажи.