запчасти на лачетти

С названным обстоятельством связан присущий классической буржуазной философии спекулятивно-умозрительный подход к культуре, проявившийся, в частности, в недостаточном внимании к многообразию форм культурно-исторической реальности, линейности представлений о гопозисо и смене исторических типов культуры и т. п. И в том случае, когда культура уподобляется результату деятельности познающего разума, и тогда, когда спектр человеческих сущностных свойств расширяется до способности не только познавать, но и «желать, чувствовать, надеяться», т. е. до единства познавательно-духовных и практически-духов — ных компонентов, культурно-историческая реальность предстает в значительной степени как результат умозрительного конструирования, аналогичного абстрактности представлений о человеческой деятельности, практике.
Естественно, что охарактеризованные ранее подходы к уяснению сущности человеческой культуры, сформировавшиеся в недрах классической буржуазной философии, оказались недостаточными при столкновении с многообразными фактами из истории культурного развития, во все возрастающей степени накапливавшимися по мере развития специальных наук, исследующих различные пласты культуры. К тому же самих этих фактов на первых порах было явно недостаточно для масштабных и убедительных запчасти на лачетти общефилософских выводов. Характеризуя эту ситуацию, виднейший теоретик культуры периода немецкого Просвещения И. Г. Гердер писал: «…смея изучать изменчивые особенности живущих на широких просторах земного шара народов по чужим, неполным и — даже ненадежным источникам, я чувствую себя человеком, который плыл по волнам морским, а теперь должен взмыть к облакам и летать по поднебесью».Кстати, Гердер, пожалуй, первый, кто почувствовал несоответствие между абстрактностью тех подходов к культуре, которые были выработаны к соответствующему историческому периоду классическим идеалистическим рационализмом, и задачами конкретного анализа различных сторои культуры.